Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24» График работы С7.00 до 19.00 Пятидневная рабочая работа С понедельника- по пятницу

Сценарий интегрированной непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству «В гостях у народных мастеров»

08 октября [вт]

МКДОУ «Детский сад №24»

Сценарий интегрированной непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству

«В гостях у народных мастеров»

г. Верхотурье, п.Калачик 2015г.

Цель: воспитывать в детях  любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Задачи:

- закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, хохломском;

- совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;

- учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию;

- воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.

Методические приемы

Игровой элемент «Горница».  Центры народных промыслов. Рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ, беседу. Выделить разнообразие композиций по строению, колориту, составным элементам  росписи. В процессе работы предложить детям вновь обратиться к рассматриванию экспонатов.

Материалы для занятия

Изделия Хохломы, Гжели, Дымково, картины, иллюстрации. Готовые музыкальные инструменты (дудочки, балалайки, ложки) покрытые  руками детей белилами . Скульптура малых форм – барышни, кони, посуда. Акриловая гуашь, кисти, клеенки, салфетки, подставки для кистей, непроливашки.

Ход непосредственной образовательной деятельности

 

 

Студия оформлена для проведения интегрированной непосредственной образовательной деятельности«Народные промыслы». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» но различным промыс­лам:

1стол—дымковские мастера;

2стол — хохломские мастера;

3стол — гжельские мастера

 В горнице сидит хозяйка, одетая в русский народный кос­тюм, и поет русскую народную песню «Ой, мороз, мороз...».

Входят дети и встают около хозяйки, здороваются и отдают ей низкий поклон.

Педагог: Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Похо­дите по моей горнице да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские масте­ра-умельцы из Дымково, Хохломы, Гжели.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди — мастера!

Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская».

Хозяюшка: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки!

 Алёша.

Ели спят у большака в инее седом

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

Катя

Там любили песни-пляски. В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Педагог (показывает на водоноску): Посмотрите  ребята, какая красивая барышня. Вы знаете, как называетсяигрушка?

Дети; Это водоноска!

 Хозяюшка: За студеною водицей водоноска-молодица Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Заучит негромкая напевная, лиричная музыка по мотивам русских  народных мелодий.

Педагог: А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Выходят девочки в гжельских костюмах

Олеся: Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

 

 Саша: Синие птицы по синему небу,

 море цветов голубых,

кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка –глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

 Русская звонкая Гжель!

 

Дети и педагог подходят к гжельскому уголку, где гжельская посуда, представлены фотоиллюстрации гжельских изделий

Педагог: Ребята, а почему в стихотворении Гжель  называется васильковой и незабудковой?

Дети: Потому что мастера используют в росписи  синие иголубые цвета.

Педагог: Где расположен узор? Дети: В центре изделия.

Педагог: С чего начинали расписывать узор? Дети: С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона.

 Педагог: А что раскрашивали потом?

Дети: Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.

 Педагог: Молодцы! Напомню вам только, что мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить раз­ные оттенки синего цвета: чтобы получить темный оттенок, надо Нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый — слабее.  

под фонограмму мелодии русской народной песни «Родина», дети подходят к хохломским изделиям.

 Антон

 Как волшебница жар-птица не выходит из ума, Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись — алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

Педагог: Вот она какая, Хохлома. В такой посуде лю­бая еда покажется веселой, праздничной, сказочно-вкусной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?

Дети: Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроз­дья рябин, травка, завитки, листья, цветы.

 

 Педагог: Милая хозяюшка, очень красиво у тебя в гор­нице. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия.

Хозяюшка: Это я изделия делаю для ярмарки. Ярмарка ско­ро, а работы еще много. Не поможете ли мне? Как на Руси водит­ся — вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Педагог: Мы с удовольствием поможем тебе, хозяюшка. Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров—кто в дымков­ских, кто в гжельских, кто в хохломских. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сей­час подумайте, кто что будет делать, проходите и садитесь.

(Начинается работа. Так как элементы различных росписей были отработаны ранее, то воспитатель помогает детям в основном сове­том, словесной подсказкой.)

Хозяюшка:

Солнце яркое встаёт,

 Спешит на Ярмарку народ!

Захар.

Ой, народ! Становись в хоровод!

Пора праздник начинать , будем петь и танцевать.

Хоровод: «А я по лугу…»

Хозяюшка.

Эй, честные мастера, к нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары много всякого товару!

Вот гости знатные, из села Дымково!

Привезли свой товар, нас порадовать, повеселить.

Инсценировка «Дудочка»

Хозяюшка.

Заиграли музыканты , и пустились ноги в пляс

Вы с играйте балалайки, и пропойте вы, для нас!

 Танец балалайками.

Хозяюшка.

Ай да купцы- молодцы !Хорошие товары для ярмарки приготовили! Ну а какая же ярмарка без игр?

Р. н. игра «Плетень»

Хозяюшка.

Алый шелковый платочек, русский сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко, наша русская…( матрёшка)

Танец матрёшек ( мл. гр.)

Хозяюшка.

Ложки золочёные, узоры кручёные! Хочешь щи ими хлебай, хочешь музыку играй!

Игра на ложках.

Хозяюшка.

Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля,

Изобильная родная

Славься русская земля!

Песня «Моя Россия» Г.Струве

 


МКДОУ Детский сад №24 Верхотурье


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.